Психологические причины детских болезней

27 февраля 2017

Болеют практически все дети, но по-разному. Одни - часто, другие - редко. Одни требуют долгого лечения, другие быстро выздоравливают... 

От чего это зависит?
Причины большинства заболеваний очевидны: промочил ноги, переел недозрелых фруктов, упал с горки. Любая мама найдёт много объяснений, начиная с того, что малыш с рождения был слабеньким, и, заканчивая тем, что он по дороге в школу снимает шапку. Именно на такие, простые и понятные всем причины чаще всего ссылаются родители. 

Непонятно другое: «Одеваем тепло, питание хорошее, сквозняков дома не допускаем, в холодную погоду не гуляет, а все равно болеет». Но избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета (аллергические или инфекционно-аллергические болезни). Так благие намерения взрослых способствуют снижению иммунитета и ослаблению здоровья малыша. 

Ну, а что делать, если не кутают, не перекармливают, гулять дают, сколько хочешь, а малыш всё равно болеет, и не просто болеет, а «из болезней не вылезает»? И лечение не даёт желаемых результатов? 

Всё это уже - признаки психосоматической природы заболевания. Заболевания относятся к психосоматическим, если ребенок получает «выгоду от болезни». 

Большинство мам понимает, что:
- если ребёнку плохо в детском саду или в школе, то, возможно, он заболел, чтобы оставаться дома с мамой; 
- когда мама после декретного отпуска выходит на работу, вернуть её домой малыш может только при помощи болезни; 
- когда в семье появляется новый малыш, старший ребёнок, чувствуя себя покинутым, может заболеть, чтобы привлечь внимание мамы. 

Но мамам трудно поверить, что малыш может болеть от того, что ему не хватает внимания и любви. Одной из главных причин ослабления здоровья ребёнка является недостаток внимания со стороны родителей.  


Если родители постоянно заняты, и у них нет возможности заниматься ребёнком, то малыш страдает без родительского тепла. Тогда болезнь используется для привлечения внимания мамы, и становится выгодной. «Когда болеешь, тебя больше любят, – чувствует ребенок, - значит надо болеть чаще». И начинает простужаться, подворачивать ноги, у него часто болит живот или голова. При этом он ничего не делает специально и не симулирует болезнь! Всё происходит на подсознательном уровне. 

Ещё труднее родителям признать, что отношения в семье могут влиять на здоровье ребёнка. В семье, где родители часто ссорятся, ребёнок постоянно живёт в тревоге и готов на многое ради мира в семье. Но конфликты прекращаются лишь тогда, когда малыш заболеет! Значит будет болеть. Болеть после очередного конфликта. Так заболевание может стать хроническим…. 

А если мама с папой решили развестись, ребенок с этим решением не согласен, ему одинаково нужны и мама и папа, тогда нарушения здоровья и психологические проблемы развиваются уже на фоне развода. Травмы, порезы, ожоги, острые заболевания, могут быть вызваны длительной командировкой одного из родителей, разводом, смертью близкого.

Иногда потрясения, связанные с потерей близкого человека провоцируют у ребенка воспаление легких. Часто на фоне развода у детей развиваются дискинезии желчных путей. Механизм их развития связан с физиологической реакцией организма на сильные эмоциональные переживания: паника - спазм желчного пузыря - нарушение работы органа или системы. 

Маме важно понимать, всё, что происходит с детьми, отражает душевное состояние их родителей. И, чем младше ребенок, тем больше влияют на его здоровье настроение мамы и отношения в семье. Ребенок до 3 лет уверен, что именно он является центром Вселенной, поэтому, если что-то происходит или меняется в жизни семьи, то малыш считает, что причина кроется в нем. И включается инстинкт саморазрушения или самозащиты в виде неадекватного поведения, психологических отклонений, травм или болезней. Причём, ребенок ничего не изображает, он болеет по-настоящему. 

Что делать родителям?
1. Понять, какие преимущества получает ребенок при помощи болезни; изменить ситуацию так, чтобы отпала необходимость болезни для достижения цели; научить ребенка получать выгоду не от болезни, а от здоровья. 

2. Определить, какую неосознанную выгоду даёт болезнь ребенка родителям. Защитный механизм «выгоды от болезни» работает до тех пор, пока является неосознанным. Как только ребенок и его родители догадываются о причинах заболевания, он ослабевает или исчезает совсем. Осознание «выгоды от болезни» помогает обрести здоровье, при условии понимания, что здоровье даёт больше выгод и возможностей получения удовольствия. 

3. Необходимо отказаться от негативного программирования. Избегать фраз: «Все дети болеют», «Твой папа часто болел, и ты в него», «Не пей холодное, заболеешь», чаще говорить: «Я люблю тебя», «Как хорошо, когда ты здоров!». Не обсуждать при ребёнке его болезни даже по телефону. 

4. Если возникли проблемы, ребенку необходимо всё объяснять. Он должен знать, почему мама вышла на работу, что она любит его не меньше, чем раньше, и тоже очень скучает. Что он ей нужен. Малыш должен знать, что папа ушел не из-за сына или дочки и, что он любит своих детей всегда. Месячный или годовалый ребенок нуждается в объяснениях не меньше, чем подросток. Он все поймет, почувствует поддержку и любовь и переживет стресс и семейные проблемы без стресса и болезней. 

5. Для уменьшения риска заболевания нужен правильно организованный режим дня. Больше времени должно уходить на сон и прогулки. Ребёнку полезно много двигаться, чаще играть вместе с детьми, особенно в подвижные игры. 

6. Если ребёнок заболел, ему необходима забота и любовь. Ласковые слова и объятия помогают ребенку быстрее выздороветь. Пусть ребенок почувствует, что мама рядом, что она его любит и хочет, чтобы он выздоровел. Именно это чувство помогает детям быстрее справиться с любой, даже самой тяжелой болезнью! 

При этом важно помнить, что малыш должен получать внимание и любовь даже тогда, когда он здоров. Каждому ребёнку необходим эмоциональный контакт: любящий взгляд, нежные прикосновения, внимание к ребёнку и общение с ним. Важно, как можно чаще обращать внимание на здорового ребенка. Пусть он поймет, что и без болезни он дорог и любим!



Похожие статьи